Рельефная отделка стен: материалы и техника выполнения

Несмотря
на
активное
распространение
идей
минимализма,
в современном
ремонте
не
теряют
актуальности
эксклюзивные
методы
отделки.
Производители
материалов
охотно
идут
навстречу
прихотям
потребителей,
предлагая
составы
со
всё
более
совершенными
свойствами.
Сегодня
RMNT.RU
расскажет
об
использовании
рельефной
штукатурки
в
отделке
стен.

Рельефная отделка стен

Характерные
особенности
рельефной
отделки

Главным
свойством
фактурирования
стен
считается
отказ
от
гладких
отделочных
поверхностей,
образующихся
после
окрашивания
или
наклейки
обоев.
С точки
зрения
стиля
это
можно
считать
данью
уважения
старинной
архитектуре,
в практическом
же
смысле
такая
отделка
не
имеет
преимуществ.
Практически
все
фактурные
поверхности
лишены
качеств,
которыми
обладают
покрытия
вроде
сайдинга
или

обоев
под
покраску
,
им
свойственны
следующие
недостатки:

  • Низкая
    ремонтопригодность.
  • Отсутствие
    антистатических
    свойств.
  • Проблемы
    с удалением
    загрязнений.
  • Травмоопасность.
  • Относительно
    высокая
    стоимость
    материалов.
  • Для
    правильного
    нанесения
    необходимо
    определённое
    мастерство.

Барельеф на стене

Нужно
отличать
рельеф
от
фактуры.
В отличие
от
обычных
фактурных
поверхностей,
рельефные
имитируют
не
один
только
внешний
вид
поверхности
различных
материалов,
но
также
и способы
их
обработки,
зачастую
весьма
архаичные.
Впрочем,
рельефная
отделка
находит
своё
место
также
в рамках
современных,
эпатажных
и футуристичных
дизайнах
интерьеров —
часто
в таком
варианте
покрытие
вообще
не
имеет
мелкой
фактуры,
оставаясь
абсолютно
гладким.

Фактурная штукатурка

Свойства
используемых
материалов

Очевидно,
что
удержание
массивных
барельефов
возможно
лишь
при
условии,
что
используемая
смесь
будет
достаточно
густой
и плотной.
Однако
в этом
случае
материал
теряет
пластичность
и работа
с ним
становится
затруднительной.
Удобными
в нанесении
и хорошо
держащими
форму
можно
считать
три
типа
смесей:

  1. Тиксотропные
    с гомогенной
    структурой.
    Представляют
    собой
    пластичные
    шпаклёвки
    без
    включения
    наполнителя.
  2. Включающие
    в состав
    лёгкие
    гранулированные
    материалы
    для
    снижения
    веса.
  3. Пористые,
    насыщенные
    мельчайшими
    пузырьками
    воздуха.

Тиксотропные
составы
сложнее
в изготовлении,
их
расход
из
расчёта
массы
выше,
но
только
такая
штукатурка
считается
наиболее
универсальной,
поскольку
позволяет
создавать
и крупные,
и мелкие
формы
рельефа.
Такой
материал
имеет
одинаковые
физико-механические
свойства
при
различной
толщине
слоя,
что
повышает
устойчивость
к раскрытию
трещин
и механическим
воздействиям.

Нанесение фактурной штукатурки с помощью рельефного валика

Рельефные
штукатурки
с гранулами

перлита
,
вермикулита
или
вспученного
стекла
занимают
некоторую
среднюю
позицию
между
материалами
иного
типа.
Они
уверенно
держат
только
среднюю
толщину
слоя —
до
15–20 мм,
но
при
этом
достаточно
плотные
и прочные,
зачастую
их
дополнительная
обработка
не
требуется.

Поризованные
материалы
достаточно
хрупки,
однако
их
структура,
по
сути —
очень
крепкая
пена,
оптимально
подходит
для
создания
барельефов,
при
этом
даже
крупная
лепка
не
съедет
под
собственным
весом.
Однако
итоговые
качества
поверхности
после
отверждения
далеки
от
оптимальных,
требуется
покрытие
слоем
жёсткого
материала,
например,
шпаклёвкой
с микрофиброй
или
обычной
гипсовой,
укреплённой
стекловолоконной
паутиной.

Приёмы
рельефной
отделки

Условно
способы
работы
с рельефной
штукатуркой
можно
разделить
на
художественные
и технологические.
К последним
относятся
те
приёмы
работы,
когда
форма
задаётся
характером
движения
рабочего
инструмента,
а не
его
формой.
Путём
раздавливания
пластичной
смеси
в разных
направлениях,
движения
с отрывом,
растягивания
и прочими
манипуляциями
придаётся
рельеф,
который
всегда
хаотичен.

Технологические
методы,
напротив,
используют
для
образования
однородного,
повторяющегося
рисунка,
который
формируется
кромкой
инструмента
за
одно
движение.
Вот
примеры:

  • Лёгкую
    рябь
    или
    волнистый
    рельеф
    наносят
    широким
    шпателем
    с криволинейной
    кромкой.
  • Структуру
    коры
    можно
    воссоздать
    трафаретным
    валиком.
  • Кирпичная
    кладка
    имитируется
    оставлением
    оттиска
    от
    трафаретной
    панели.
  • Повторяющийся
    крупный
    рельефный
    рисунок
    можно
    выполнить
    нанесением
    штукатурки
    по
    гибкому
    трафарету.

Примеры фактурных валиков для декоративной штукатурки

О
последнем
способе
нужно
рассказать
подробнее.
Готовые
трафареты
в продаже
встречаются
редко,
но
их
можно
изготовить
самому.
В качестве
материала
лучше
не
использовать
ватман
или
упаковочный
картон,
кромки
которых
раскисают,
из-за
чего
трафарет
теряет
форму.
Оптимальные
варианты
для
изготовления —
паронит,
влагостойкий
картон,
из
которого
вырезают
уплотнительные
прокладки.
В крайнем
случае
можно
использовать
силиконовые
коврики
для
выпечки,
которые
стоят
копейки
и встречаются
в большинстве
магазинов
с кухонной
утварью.

Объёмный рисунок на стене с помощью трафарета

Для
вырезания
трафарета
необходимо
найти
повторяющийся
рисунок,
называемый
паттерном,
распечатать
его
в нужном
масштабе
на
нескольких
листах,
затем
наклеить
изображение
на
подложку.
После
высыхания
трафарет
вырезают
по
контурам
одноразовым
скальпелем
или
модельным
ножом,
оставляя
как
можно
меньше
засечек
в углах
и резких
закруглениях.
После
изготовления
наклейку
лучше
отмочить
в тёплой
воде,
чтобы
типографская
краска
не
въелась
в покрытие
стены.

Штукатурка по трафарету

Порядок
использования
трафарета
прост.
Рисунок
наносится
горизонтальными
или
вертикальными
рядами,
начиная
от
произвольного
угла.
При
каждом
последующем
нанесении
трафарет
прикладывается
одной
или
двумя
сторонам
к существующему
узору.
Делать
это
нужно
аккуратно,
неопытным
мастерам
лучше
заручиться
поддержкой
помощника.

Декоративная рельефная штукатурка

Также
обращаем
внимание
читателей
на
инвертированные
формы
рельефа,
характерная
черта
которых —
впадины
и выщербленные
участки
на
общей
плоскости
стены
вместо
выпуклостей
и наплывов
в стандартном
варианте.
Исполнить
такой
приём
можно
незатейливым
способом:
сначала
нужно
нанести
непрерывный
рельеф
с острыми
пиками
и хребтами,
большая
часть
которых
соединена
между
собой.
После
этого
производится
шлифовка
плоскости:
сначала
грубой
тёркой,
затем
абразивной
сеткой
требуемой
зернистости.
Главная
сложность
такого
способа
в том,
что
всю
площадь
поверхности
нужно
обрабатывать
строго
поэтапно,
постоянно
контролируя
кривизну
длинным
правилом.
Наилучшим
образом
для
создания
инвертированного
рельефа
подходят
поризованные
смеси,
которые
после
отверждения
наиболее
просто
поддаются
обработке.

Финальная
и художественная
обработка

Практически
всегда
рельефный
рисунок
на
стене
не
оставляют
как
есть
после
высыхания
штукатурки.
В первую
очередь
нужно
выполнить
зачистку
и устранить
огрехи
в виде
облоев
на
кромках
или
крупных
царапин.
Слишком
сильно
усердствовать
не
нужно:
для
каждого
типа
рельефа
действуют
свои
допуски
по
шероховатости
с учётом
укрывистости
защитного
покрытия.

После
«доработки
напильником»
поверхности
нужно
придать
водо-
и грязестойкость,
покрыв
её
водно-дисперсной
краской
с гидрофобными
свойствами.
Обработка
проводится
либо
кистью
с тонким
синтетическим
ворсом,
который
не
выпадает,
либо

краскопультом
.
Наносить
краску
можно
в несколько
слоёв,
но
помните,
что
покрытие
должно
быть
тонким,
чтобы
не
сглаживать
мелкую
фактуру
поверхности
сверх
меры.

Декорировании барельефа

Барельефы,
как
правило,
подвергают
тонирующему
окрашиванию
после
нанесения
основного
защитного
слоя.
Таким
образом
подчёркивается
глубина
рисунка,
и он
выглядит
ещё
более
рельефным.
Перед
тем
как
сделать
попытку
выполнить
тонирование
самостоятельно,
рекомендуем
изучить
несколько
видео-уроков
от
художников,
посвящённых
игре
света
и тени.
После
этого
нужно
будет
выбрать
общее
направление
освещения
и подвести
выступающие
части
рельефа
так,
чтобы
светлые
кромки
не
тонировались
вовсе,
а скос
со
стороны
источника
света
плавно
приглушался,
становясь
более
насыщенным
к углублению.
При
этом
со
стороны,
противоположной
падению
света,
подводилась
тень,
которая
на
2–3 тона
темнее
тонирования
скоса
и светлеет
по
мере
удаления
от
кромки.

Видео
по
теме

©
рмнт.ру,
Игорь
Максимов

28.01.20